История МША

Создание «Школы Автостопа»

История «Школы Автостопа» начинается в апреле 1994 года с объявления в МГУ о наборе слушателей на «Курсы автостопа». На это объявление откликнулись не только новички, но и опытные путешественники. А после выхода в свет книги «Хитч-Хайкинг: автостопом по США и Европе» к Валерию Шанину стали приходить письма от читателей с просьбами проконсультировать по конкретным техническим вопросам и предложениями о личной встрече. Так круг единомышленников стал расширяться еще стремительнее.

В июне 1995 года «Школа Автостопа» была официально зарегестрирована как некоммерческая организация со всеми соответствующими атрибутами: печать, счет в банке (банк вскоре разорился, а переводить нулевой счет в другой банк не стали), удостоверения (правда, членских взносов пока нет), форма (желтые майки с эмблемой).

Сейчас в «Школе Автостопа» около 1500 человек. Часть из них стала «профессиональными автостопщиками», другие занимаются автостопом только во время летнего отпуска или студенческих каникул. На регулярные еженедельные встречи к нам постоянно приходят новые люди: за консультацией перед поездкой в какую-либо страну, с желанием поделиться своим автостопным опытом или найти попутчика, с целью принять участие в соревнованиях и экспедициях.

Чемпионаты России

Начиная с 1995 года, «Школа автостопа» с целью пропаганды автостопного движения регулярно проводит открытые чемпионаты по автостопу. Наиболее известные из них — Чемпионаты России и Москвы.

Первый чемпионат России по автостопу (19-30 сентября 1995 года). Открытие чемпионата состоялось 19 сентября 1995 года у памятника М.В.Ломоносову у высотного здания МГУ в ознаменование 72-ой годовщины хитч-хайкинга. В программе было два вида соревнований: 10-дневный марафон и спринтерская гонка по Золотому кольцу России. В марафоне приняло участие 14 человек. Все стартовали одновременно в 12 часов 19 сентября от здания МГУ на Воробьевых горах. Каждый имел право самостоятельно выбрать маршрут, но так, чтобы проехать минимум через 9 контрольных пунктов из 30 и вернуться назад в Москву не позднее 23.00 11 сентября. Основной критерий определения победителя — пройденное за 10 дней расстояние.

Чемпионом России по автостопу стал Тимур Ямалеев (Тим Волкодав), проехавший на попутных машинах за 10 дней около 6500 километров по маршруту: Москва—Смоленск—Брянск—Казань —Тюмень—Тобольск—Уфа—Чебоксары—Нижний Новгород—Владимир—Москва. Второе место занял Григорий Журбин. Он из Москвы доехал до Казани, затем через Саратов и Волгоград доехал до Астрахани. Назад в Москву вернулся через Ростов-на-Дону и Воронеж. Третье место у Сергея Луткова. Его маршрут: Москва—Тула—Воронеж—Саратов—Челябинск—Уфа— Набережные Челны—Казань—Чебоксары—Нижний Новгород—Москва. По правилам соревнований женщины могли принимать участие только в парных соревнованиях. Ко всему всеобщему удивлению среди них первое место заняла пара самых великовозрастных участниц чемпионата: Наталья Алексеевна Сергеева (58 лет) и Инна Ивановна Цибина (49 лет). За 10 дней они проехали по маршруту: Москва—Тула—Орел—Курск—Воронеж—Коломна—Владимир—Нижний Новгород—Чебоксары—Ульяновск—Москва. При этом успели не только отметиться на контрольных пунктах, но и посетить местные музеи, православные монастыри и церкви.

Читайте также  Магазин

Автостоп относится к довольно опасным и непредсказуемым по своим последствиям способам путешествий. Автостопщиков можно сравнить с альпинистами-одиночками, выходящими на маршрут без страховки с надеждой только на себя и свои силы. Тем, кто предпочитает уют, комфорт и безопасность, автостопом заниматься не стоит.

В спринтерской гонке по Золотому кольцу России приняло участие 17 человек. Старт состоялся в Москве у здания МГУ 22 сентября в 12.00. Спринтеры соревновались на скорость прохождения «классического» маршрута: Москва—Сергиев Посад—Переяславль Залесский—Ростов—Ярославль—Кострома—Иваново—Суздаль—Владимир—Москва. Первым через 14 часов 56 минут финишировал Филипп Леонтьев. Среди пар победили Антон Кротов и Татьяна Колесова. Второй чемпионат России по автостопу (1-9 мая 1996г.). В соревнованиях приняло участие 30 человек (15 пар). Стартовали все одновременно 1 мая в 12.00 у высотного здания МГУ на Воробьевых горах. Маршрут: Москва—Ярославль— Кострома—Иваново—Суздаль—Владимир—Рязань—Тула—Орел—Брянск—Гомель—Минск— Витебск—Псков—Санкт-Петербург (около 3000 км). Чемпионы — Андрей Курицын и Юлия Короткова — финишировали 4 мая в 21.20, затратив на прохождение трассы 56.5 часов ходового времени.

Эти соревнования наглядно продемонстрировали преимущества «спецодежды»: спортсмены из ПЛАСа в желтых комбинезонах сразу же оторвались от участников, выступавших «в штатском». Учитывая этот опыт, в «Школе автостопа» также приступили к созданию своей униформы. На данный момент существует два варианта: желтые футболки с эмблемой клуба (с начала 1996 года) и жетлые толстовки из Polarteca (новая американская теплая ткань) с ручной вышивкой — эмблемой клуба (с начала 2002 года).

Третий чемпионат России по автостопу (30 апреля — 9 мая 1997г). В соревнованиях приняло участие 16 человек (8 пар). Маршрут: Москва—Рязань—Пенза—Самара— Уфа—Казань—Нижний Новгород—Владимир—Москва (около 2600 км). Чемпионы — Тимур Ямалеев и Елена Дзюменко — вернулись в Москву 4 мая в 18.30. На этот раз основная, стоявшая перед участниками трудность — многомесячные невыплаты зарплаты. Во многих районах резко возрос процент водителей-деньгопросов.

Однако, большинство все же с пониманием отнеслось к идее соревнований по автостопу.

Чемпионаты Москвы

Первый чемпионат Москвы по автостопу (7 апреля 1996г). В соревновании приняло участие 20 человек — 8 одиночек и 6 пар. Маршрут: высотное здание МГУ—Крылатское—станция метро «Сокол»—площадь Маяковского—Сухаревская площадь—Останкино—АЗЛК—кинотеатр «Иллюзион»—ЦПКиО им.Горького—МГУ (около 100км). О проведении чемпионата сообщили почти все радиостанции и телеканалы, что значительно облегчило передвижение. Например, водитель «Жигулей», завидев голосующих на дороге, тут же к ним подрулил и открыл дверцу: «Садитесь быстрей, я видел в новостях, как вы стартовали!» Кроме того, был случай, когда в одну и ту же машину попали дважды — возле Останкино и в Крылатском (причем разные участники). Первыми через 4 часа 05 минут финишировали Евгений Панченко и Алина Папуш, а через 10 минут — Александр Семенов. Второй чемпионат Москвы по автостопу (15 июня 1997г). В соревнованиях приняло участие 16 человек (8 пар). Маршрут — по высотным зданиям Москвы: МГУ на Воробьевых горах—гостиница «Украина» — дом на площади Восстания—высотка у станции метро «Красные ворота»—гостиница «Ленинградская»—кинотеатр «Иллюзион»—МГУ. Чемпионы: Валерий Шанин и Дмитрий Назаров преодолели дистанцию за 1 час 36 минут.

Читайте также  Школа Автостопа встречается по субботам

Экспедиции

Обычно автостопом путешествуют в одиночку или парами. Маршрут заранее не фиксируется, а определяется в процессе. В соревнованиях все двигаются по единому маршруту, но каждый участник заинтересован в том, чтобы обогнать соперников. В экспедициях соревновательный элемент полностью отсутствует. Перед стартом намечается общая цель и «стрелки». Обычно участники разбиваются на пары. Они могут сами выбирать себе маршрут. На заранее отмеченные места встреч прибывают только те, кто хочет пообщаться с друзьями, обменяться информацией и впечатлениями.
Экспедиция Москва—Палермо (известна как «Первый чемпионат Европы по автостопу») (1 августа — 7 сентября 1996г). Маршрут: Москва—Краков—Прага—Кесталь (на озере Балатон в Венгрии)—Венеция—Милан—Генуя—Флоренция—Рим—Неаполь—Палермо—Сиракузы —Мольфетта—Сан-Марино—Любляна—Будапешт—Москва.

Стартовало 23 человека. Основная трудность — преодоление словенской и итальянской границ: наличия визы еще не достаточно, нужно также иметь «показные деньги» или пересекать границы нелегально. Несколько человек так и не попали в Италию: Сергей Зубцов и Алексей Лыков повернули назад от словенской границы, а Илья Ситник — от итальянской. Николай Лавданский, Сергей Плеханов и Василий Игнатенко въезжали в Италию в обход — через Австрию или Германию (пересекая нелегально сразу две границы). Южнее Рима рискнула спуститься только одна пара — Валерий Шанин со своей дочерью Светланой, они единственные преодолели весь маршрут и стали чемпионами Европы по автостопу.

Экспедиция «Москва—Красное море» (21 декабря 1996г — 20 января 1997г). Вначале целью экспедиции был Египет, но в процессе подготовки выяснилось, что на побережье Красного моря легче попасть в Иорданию. Иорданскую визу можно получить даже без приглашения — за 22$. Сирийскую транзитную визу дают при наличии иорданской всего за 3$, турецкую — на границе за 10$. Маршрут намечался такой: Москва—Минск—Варшава—Краков —Будапешт—Бухарест—Стамбул—Дамаск—Амман—Акаба—Москва.

Читайте также  Планы

Стартовало 6 человек. И сразу же столкнулись с трудностями зимне-летнего автостопа: на выезде из Москвы температура была -20 градусов, в Словакии -25, а на юге Турции +25. Из-за плохого снаряжения в начале пути мерзли, а затем обливались потом. В результате до Красного моря доехал только Павел Подъячев. Остальные повернули назад в Турции, Румынии или Польше.

Экспедиция «Москва—Гибралтар» (30 июля — 7 сентября 1997 года). Основная цель экспедиции — доехать до самой удаленной точки Европы. Стартовало 18 человек — в одиночку и парами. Маршрут планировался такой: Москва—Брест—Варшава—Берлин—Эрфурт —Амстердам—Париж—Бордо—Сан-Себастьян—Ла Корунья—Порту—Лиссабон—Севилья —Гибралтар—Мадрид—Барселона—Ницца—Дижон—Берлин—Москва.

Как это чаще всего и бывает, никто не прошел маршрут полностью. Если в Париже побывали практически все, то до Гибралтара добралось всего 4 человека. Поэтому чемпионами стали первые достигшие цели — Валерий Шанин с дочерью Шаниной Светланой Валерьевной.

Кругосветное путешествие

У любого профессионального путешественника рано или поздно появляется мечта о кругосветном путешествии — отправиться в путь на восток, а вернуться с запада. Так появился проект президента Московской Школы Автостопа Валерия Шанина «АВТОСТОПОМ ВОКРУГ СВЕТА».
Старт экспедиции был назначен на конец 1999 года. Предварительный маршрут был: Москва—Китай —Вьетнам—Лаос—Таиланд—Сингапур—Индонезия—Австралия—Новая Зеландия —Чили—Перу—Эквадор—Колумбия—Панама—Коста-Рика—Никарагуа—Мексика—США— Канада—Исландия—Норвегия—Москва.
В декабре 1999 года стартовало семь человек. Участники экспедиции ставили перед собой несколько главных целей: проехать весь путь автостопом, а через океаны — авиа или гидростопом; собрать материал для путеводителя «Кругосветное путешествие для всех»; написать цикл статей для газет и журналов; снять видеофильм.
Как и предполагалось, основные трудности были связаны с процессом оформления въездных виз. Из семерых кругосветчиков до Австралии доехали пятеро: Миронова Стася, Сухов Эдик, Гузова Татьяна, Шанин Валерий, Иванов Владимир. Сухов Эдик остался в Австралии, Иванов Владимир сейчас в Новой Зеландии, а Шанин Валерий, продолжив кругосветку в одиночку, финишировал в Москве 14 декабря 2002 года. Остальные вернулись в Россию раньше. Пройденный маршрут приводится ниже:
Москва—Монголия—Китай—Лаос—Таиланд—Бирма—Малайзия—Сингапур—Индонезия—Восточный Тимор— Австралия—Новая Зеландия—Аргентина—Чили—Перу—Эквадор—Панамский канал—Карибские о-ва— Азорские о-ва—пролив Ла-Манш—Гетеборг—Россия.

Встречи на Эльбе

«Школа Автостопа» регулярно принимает участие во встречах любителей автостопа из России и стран СНГ, которые проводятся, начиная с 1996 года, с каждым разом собирая все больше участников. Например, 16-17 мая 1998 года возле поселка Ижицы на трассе М10 собралось 90 человек; 26 сентября 1998 — 140; а 24 мая 1999 — уже больше 200!

Грушинские фестивали

Ежегодно в первые выходные июля под Самарой проводится фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, где собирается несколько сотен тысяч человек.